Добрый день. Вы действительно поставили нас в неловкую ситуацию, но в целом, всё получилось отлично.
Добрый день, Валерий.
Спасибо, что стали гостем моего сайта и ознакомились с его содержанием. Пока моя миссия состоит в том, чтобы корректировать зрительные нарушения в ДОУ, где я работаю. В нашем детском саду ведется работа по здоровьесбережению как с детьми, так и с родителями: проводятся беседы, родительские гостиные, издаются брошюры и ежемесячно выпускается журнал, в котором представлены различные методики повышающие остроту зрения. Возможно, мы объединим все наработки дефектологов, тифлопедагога и врача – окулиста в маленькую книгу, с удовольствием обратимся к Вам за материалом, который Вы готовы нам предоставить.
Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество.
Доброго времени суток вам, Анна Николаевна. Отвечаю на ваш вопрос: - Какие дополнительные навыки нужно развивать у незрячего ребенка?
1. Машинный набор текста — некоторые незрячие дети испытывают трудности с письмом, другие — с чтением. В качестве альтернативного средства ведения записей можно использовать печатные машинки и компьютеры.
2. Слух — очень важный для незрячего навык, позволяющий восполнить недостаток информации. Следует позаботиться о развитии у ребенка способности ориентировки на слух, распознавания разнообразных звуков. Это поможет ему и в учебе, и в общении с одноклассниками, и в повседневной жизни.
3. Самообслуживание — навыки повседневной жизни очень важны для развития самоуважения ребенка и воспитания его самостоятельности. К ним относятся приемы личной гигиены, умение приготовить хотя бы простейшую еду, поддерживать личные вещи в порядке и др.
4. Ориентация и передвижение — существуют различные наработки тифлологов в сфере обучения незрячего ребенка навыкам ориентирования и самостоятельного передвижения в пространстве. Следует ознакомиться с этими подходами, чтобы при необходимости суметь оказать ребенку помощь или грамотно скорректировать его действия.
5. Чтение и письмо по системе Брайля — слепые дети используют рельефно-точечный шрифт в качестве средства общения, так же, как зрячие пользуются обычной системой письма.
6. Зрение — существуют специальные методики, позволяющие наиболее эффективно использовать остаточное зрение слабовидящего ребенка и организовывать рабочее пространство таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее падение уровня зрения: тип освещения, размер шрифта дидактических материалов и др.
А вот каким способом развить все эти навыки, вы можете уточнить у специалистов в психолого – медико-педагогических центрах вашего района.
Окклюзия - (закрывание, заклеивание одного из глаз) – это основной метод лечения понижения остроты зрения и косоглазия.
Цель окклюзии при понижении остроты зрения – заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза.
Правила режима заклейки устанавливает врач-офтальмолог в нашем детском саду и очень важно соблюдать их. Чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.
Ребенку с косоглазием (с понижением остроты зрения и без неё) следует пользоваться окклюзией весь день, чтобы ни секунды не смотреть двумя глазами одновременно. Он должен «засыпать и просыпаться одним глазом».
Теперь разберемся, зачем это нужно?
У имеющих косоглазие детей мозг получает нессиметричную зрительную информацию и вырабатывает привычку к «косоглазому зрению». Чем раньше возникло косоглазие и чем позже начато его лечение, тем эта привычка сильнее. Поэтому, попытки устранить у них косоглазие только операцией, обречены на неудачу. После неё мозг, не владеющий навыком «прямоглазого зрения», по имеющейся у него привычке к «косоглазому зрению» даст команду прямым мышцам на восстановление исходной, привычной для него «косой» позиции глаз. Перед операцией у такого пациента нужно разрушить или максимально ослабить ненормальную привычку.
Это можно сделать, исключив окклюзией всякую возможность неправильного зрения двумя глазами до конца лечения косоглазия
Окклюзия необходима, чтобы ребенок постепенно отвыкал от неправильного, "косоглазого" зрения.
Дисциплинированный пациент должен просыпаться "одним глазом", а при снятии окклюзии - немедленно закрыть один глаз.
Следует помнить, если ребенок
? 1-2 минутки посмотрит двумя глазами, то один день он зря носил окклюзию.
? Если он так смотрел 7-10 мин, считайте, что неделя окклюзии потеряна.
? Если он смотрел двумя глазами 1-2 часа - потерян месяц лечения,
? A если у любимой бабушки он "отдыхал" от окклюзии целый день, то год ее ношения "кому-то под хвост".
Как приучить ребенка носить заклейку:
Первое и основное с чего следует начать – это избавиться от мысли на подобии «Это невозможно», «Мой ребенок не может, зачем его мучить», «На улице так ходить, просто позор» и т.д. и т.п. отметаем сразу.
Еще один важный момент, вы можете столкнуться с «доброжелателями» которые расскажут, что в их краях и взрослых то в очках встретишь редко не то что ребенка, отпусти проблему и она уйдет сама. ВНИМАНИЕ!!! Амблиопия (ленивый глаз) и косоглазие само собой не проходят.
Возможно, где-то есть такие дети, которые безропотно и с радостью согласятся смотреть на мир 1 глазом, который видит гораздо хуже. К сожалению это встречается крайне редко. Подобную ситуацию следует воспринимать как экзамен на родительскую состоятельность и профессиональную пригодность.
Начните с беседы, необходимо объяснить ребенку, доступным способом, ради чего необходимо терпеть неудобства.
Носить заклейку = заниматься чем-то интересным. Грубо говоря, мы вырабатываем условный рефлекс. Одели заклейку, садимся рядом с малышом и смотрим любимый мультик, рисуем вместе, лепим (все чем любит заниматься ребенок).
Маленькие хитрецы. Ребенок достаточно быстро понимает правила игры. Хочешь много внимания и интересных игр - не снимай заклейку. Но желание видеть предметы более четкими остается, и малыш начинает хитрить. Потихоньку старается выглянуть лучшим глазом. Иногда дети пальцем сдвигают заклейку и подсматривают в щель. Эти действия нужно пресекать.
В данном случае вам повезло, Ваш ребёнок посещает специализированный глазной садик, за процессом ношения окклюзии в саду следят очень строго. Да и ребенок не чувствует себя чужим среди таких же ребят с заклеенным глазом. Период привыкания к заклейке займет 1-2 недели.
А если ребенок противится её одевать, попробуйте перевести этот процесс в игру. К примеру, в моей педагогической практике была девочка, которая фломастерами раскрашивала свою заклейку «на завтра», и каждый день с удовольствием носила авторскую заклейку.
Главное, что бы вы понимали, носить заклейку – окклюдер очень важно. Приучив ребенка, вы помогаете ему стать полнозрячим человеком нашего общества.
Желаю Вам успехов!