Диагностические мероприятия по выявлению уровня сформированности пространственных представлений у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста с использованием пространственных моделей. СКАЧАТЬ
Основные направления работы по формированию пространственных представлений с использованием пространственного моделирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения состоят из 3 этапов и 8 разделов. СКАЧАТЬ
Методическая разработка на тему: «Пространственное моделирование, как вариативное средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» СКАЧАТЬ
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. СКАЧАТЬ
Офтальмологические паузы или гимнастика для глаз. СКАЧАТЬ
Зрительная гимнастика по методике Э.С.Аветисова. СКАЧАТЬ
Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления. СКАЧАТЬ
Характеристика учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов. СКАЧАТЬ
Использование программы Adobe Photoshop в создании дидактических игр. СКАЧАТЬ
Сохранение зрения особенная задача для воспитателей. СКАЧАТЬ
В моих руках удивительный мир. СКАЧАТЬ
Существует необходимость подготовить слабовидящих и слепых детей с ТМНР к особенностям обучения в ДОУ, а именно создать дополнительные условия, подобрать эффективные традиционные и нетрадиционные игровые способы и приемы обучения направленные на активизацию познавательной деятельности.
У детей данной категории, как правило слабая мотивация к обучению и низкая потребность к познанию. Интерес к деятельности неустойчивый и носит кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.
Исходя из существующих особенностей, первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, осязания, слуха и эмоций)
Для решения поставленной цели нами были обозначены следующие задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования у детей с ТМНР представлений об окружающем мире;
Обучать детей целенаправленным обследующим движениям (поглаживание, постукивание, сжимание и т.д.);
Развивающие:
Продолжать знакомить с новыми незнакомыми предметами, явлениями и действиями, применяя на практике обследующие движения;
Расширять кругозор детей;
Формировать познавательную активность и любознательность.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей желание участвовать в познании окружающего мира.
Новизна практики заключается в комплексном подходе к коррекционной деятельности, с введением созданных усовершенствованных, адаптированных средств и методов по развитию представлений об окружающем мире, а именно тактильных карточек по различным темам.
Для детей данной категории очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать(для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно)- исследовать мир.
Данные карточки не имеют аналога. Технология их изготовления взята из легкой промышленности и адаптирована для использования педагогами в образовательной, коррекционной деятельности.
Тактильные карточки созданы из экологичных материалов, формата А4, А5, А6. Долговечны в использовании(проклеены на картон, прошиты на ткани). Не рвутся, не мнутся. Из-за состава ткани карточки (джинса) не бликуют, не скатываются, имеют гладкую поверхность. Для создания контуров на карточках использованы разные материалы по своей структуре: контур по стеклу и керамике, контур по батику, взбитый пенополистерол, пуговицы, коктейльные трубочки, нитки, камни, бисер и т.д. Общее количество карточек 156 штук.
В блоке «Что изменилось»: Сюжетная картинка «Дом в деревне» дети могут почувствовать изменения в изображении дома (появляется труба, окно, забор и т.п.)
В блоке «Найди такой же: Мячи» необходимо найти одинаковые по структуре и размеру мячи.
В блоке «Больше-меньше» дети учатся тактильно сравнивать размер двух одинаковых предметов, также учатся различать ширину и длину атласных лент, замков.
В блоках «Веселые числа» «Азбука» дети знакомятся с образами букв и цифр. Текстура каждой буквы и цифры не повторяется для предотвращения путаницы при запоминании их графических начертаний.
Буквы
В блоке «Времена года» детям представлена возможность сравнения разных объектов (форма листьев). Общее количество карточек в этом блоке
В блоке «Осадки» дети получают знания о сезонных осадках, о таких явлениях как снег и дождь, учатся тактильно различать их. В этом блоке формируется понятие «Падает с высоты». Всего карточек 2.
В блоке «Что сначала, что потом»» учим детей последовательно определять количество элементов, на пирамидке. Дети на первом этапе сопоставляют, сравнивают соразмерность колец и выставляют карточки по очередности. На втором этапе задача усложняется тем, что дети должны подобрать контурное изображение к силуэтному в зависимости от иллюстративного ряда.
В блоке «Восприятия пространства: Линии» дети ощупывают и находят линии по инструкции педагога (внизу карточки, вверху, волнистую, прямую и т.п.)
«Подбери пару», подбирать силуэтные изображения к типичному контурному изображению необходимо выяснить отличительные признаки животных (у жирафа длинная шея, у ежа колючие иголки, у зайца длинные уши), признаки транспорта. Все карточки выполнены из различных текстурных материалов, которые восполняют пробел в представлении об их внешнем виде. Количество карточек 28 штук.
Итоги заключаются в следующем:
· Существует положительная динамика по истечении года работы с тактильными карточками с детьми с ТНМР по результатам диагностики начала года и конца учебного года. Дети стали более уверенно воспринимать различные тактильные материалы, различать фактуру, проявлять интерес к познавательной деятельности, а так же отмечается улучшение межанализаторного взаимодействия у детей с ТМНР
Обо всем на свете. СКАЧАТЬ
Идея разработки инклюзивной практики возникла в ходе анализа сложившейся ситуации в системе дошкольного образования в период пандемии новой коронавирусной инфекции, по теме «Непрерывная помощь семьям дошкольников в условиях пандемии».
Представленный инклюзивный опыт «Обо всем на свете» будет полезен для специалистов сопровождения дошкольных образовательных учреждений, при организации дистанционной консультативно - образовательной помощи семьям воспитанников ДОУ в системе дошкольного образования.
В основу разработки практики «Все обо всем» заложен анализ работ Е.А. Флёриной, А.П.Усовой, Е.Е.Кравцовой, Е.А. Панько и др. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения «Методические рекомендации по развитию детей с нарушением зрения» под ред. Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева. Методическое пособие «Игровые упражнения по Л.А. Григорян».
Проект состоит из 4 блоков, которые циклично повторяются ежемесячно.
Первая неделя - предоставление на сайт ДОУ документа в формате Word «Будь здоров» содержащий в себе гимнастику для глаз, пальчиковая гимнастика, физическая разминка.
Вторая неделя - предоставление на сайт ДОУ видео файла «Веселая игра» содержащего в себе методику проведения игры с ребенком.
Третья неделя - предоставление на сайт ДОУ с различными видеосюжетами «Что такое хорошо, что такое плохо» по формированию коммуникативных и нравственных качеств.
Четвертая неделя - предоставление на сайт ДОУ файла PowerPoint «Очумелые ручки» содержащий в себе мастер класс по созданию игры для детей.
![]() |
Дидактическое пособие по формированию пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Учусь ориентироваться в пространстве» |